Начиная с ноября 2013 года, Украина пишет совершенно новую историю. Пишет ее кровью. Сначала на Майдане, когда граждане заявили категорическое «нет» Януковичу и его российской векторной политике, потом война с Россией, аннексия украинских территорий и, конечно же, Донбасс.

Откуда в Украине появились внутренние переселенцы?

Живя в мирной Украине и просматривая международные хроники новостей, украинцы тихо сочувствовали новостям с той или иной горячей точки, когда люди покидали свои дома и бежали от войны. Мало кто мог предположить, что наша страна столкнется с таким же…

Весна 2014 года… Кремль аннексировал Крым и начал раскачивать юго-восточные области Украины, пытаясь реализовать сценарий гражданской войны. Однако, ситуацию быстро удалось стабилизировать, сепаратистам в этих областях указали на их место и они притихли. И только Донецкая и Луганская области оказались самыми уязвимыми перед российской пропагандой. Поверив в «фашистов и бендеровцев», сепаратисты Донбасса берут в руки оружие, щедро поставляемое Россией, и восстают против территориальной целостности Украины и ее суверенитета.

Таким образом, вооруженные сепаратисты превращаются в террористов. Украинские власти начинают задействовать на востоке Вооруженные силы, начинается активная фаза военного конфликта. С одной стороны украинские военные, стоящие на страже суверенитета, с другой – управляемые ФСБ пророссийские террористы и даже регулярные «заблудившиеся» российские войска. Любое военное противостояние – это разруха и опасность для всех, кто оказался на линии фронта. Так в Украине появились свои собственные беженцы. Позже их станут называть внутренними переселенцами и даже дадут юридическое определение – временно перемещенные лица (ВПЛ).

За сухими статусами стоят сломанные человеческие судьбы, когда люди, взяв только документы и деньги, покидали свои дома, не зная, вернуться они сюда или нет.

Как проблему решало государство?

Тяжело представить состояние людей, бежавших с-под снарядов, когда они попадают в незнакомый город, когда они не имеют никаких полезных контактов и даже не знают, куда обратиться за помощью.

Справедливости ради нужно отметить, что первый удар от «волны переселенцев» приняли на себя волонтеры и неравнодушные люди. Власти в этот момент были заняты поиском вооружения и обмундирования для армии, которая последние десять лет систематически разваливалась и разворовывалась. Никто не ожидал удара от северо-восточного соседа…

Поэтому, государству было не до переселенцев. Волонтеры в крупных городах (именно Харьков, Днепр, Запорожье, Киев приняли первых беженцев Донбасса) начали организовывать стихийные пункты оказания помощи тем, кто приехал с востока. К этим же пунктам неравнодушные украинцы подвозили тонны продуктов питания, ящики бытовой химии, одежду, бытовую технику и т.д.

Начали формироваться пункты консультационной и информационной помощи, где можно было узнать, к кому обратиться за помощью, кто занимается вопросами расселения и где получить консультацию психологов. Кризисные центры также начали формироваться стихийно.

Государство все же вынужденно было включиться в вопрос временно перемещенных лиц и сделало это довольно быстро, как только прошел первый шок от происходящего. При профильных министерствах начались формироваться рабочие группы, которые занимались конкретно решением вопросов, связанных с ВПЛ.

Пенсии и жилье – две основные проблемы для внутренних переселенцев

Чтобы помочь тем, кто бежал от войны, государство вынуждено было переводить вопрос в законодательную плоскость, создавать законы и подзаконные акты, принимать постановления и вносить изменения в существующие законы. Поскольку внутренние переселенцы столкнулись с проблемой отсутствия жилья, они вынуждены были искать себе жилье или под аренду, или на продажу.

В первом случае Кабинет министров принял проект-постановление, согласно которому каждый человек, имеющий статус ВПЛ, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации от государства на аренду жилья.

Во втором случае, были внесены изменения в закон от 2008 года «О защите от влияния мирового финансового кризиса». Согласно изменениям, внутренние переселенцы могут получить от государства 50% компенсации стоимости жилья по программе «Доступное жилье».

Однако, необходимо было в срочном порядке решать вопрос с выплатами пенсий и других социальных для тех, кто уехал с Донбасса, а также остался на временно оккупированных территориях. Согласно украинским законам, пенсии и соцвыплаты можно получать только по месту прописки. Как же быть тем, кто уехал на новое место жительства?

«Ощадбанк» предоставил возможность получения пенсий для пенсионеров-беженцев

Для того, чтобы получатели пенсий и других социальных выплат могли получать деньги от государства не по месту прописки, предусмотрена банковская идентификация от «Ощадбанка» для ВПЛ. Если пенсионер-переселенец прошел идентификацию через кассу данного государственного банка, он может получать выплаты по месту фактического проживания.

На официальном сайте «Ощадбанка» есть несколько специальных разделов, на которых размещена информация для ВПЛ. Однако, чтобы найти этот раздел, нужно проделать несколько несложных операций.

Во вкладке «Другие разделы» найти рубрику «Важная информация». Именно там размещены данные, которые необходимо знать внутренним переселенцам, получающим пенсии и социальные выплаты.

В этом же разделе имеются подразделы с информацией для клиентов филиалов Луганской и Донецкой областей, также для филиалов Республики Крым.

Идентификацию в «Ощадбанке» необходимо проходить один раз в полгода. В индивидуальных случаях раз в три месяца. Эта процедура проводится через кассу банка при наличии паспорта и банковской карты.